Форум » В Сети, на бумаге, на экране (и даже в репродукторе :) » Интервью Елены Войнаровской по вопросам слушателей » Ответить

Интервью Елены Войнаровской по вопросам слушателей

Forastera: [quote]Начинаем 2017-ый с нового интервью по вопросам слушателей! Такие интервью - наша многолетняя традиция, и, кажется, настало подходящее время для еще одного. В этот раз на ваши вопросы ответит вокалистка Flёur Елена Войнаровская. Повод для интервью - сольный альбом Елены "Присутствие", вышедший в сентябре. Надеемся, за это время вы успели его послушать, и у вас созрели новые интересные вопросы - об альбоме, концертах, проектах, или о вечном:) Ждем их! Чтобы прислать свой вопрос, зайдите на страничку https://vk.com/e.voynarovskaya, найдите там кнопку "Написать сообщение" - и пишите)[/quote]

Ответов - 8

Forastera: Также вопросы можно присылать на почту muscatcat@mail.ru Ответы Лены будут опубликованы в феврале

Forastera:

Forastera: Диск «Присутствие» состоит по большей части из нового материала, который вы не играли на концертах перед записью альбома. Как вам этот опыт? Изменил ли он что-то для вас, как повлиял на студийную работу и «живые» выступления? С одной стороны, мы привыкли сначала опробовать новые песни на концертах. Кажется, что со временем их аранжировки выкристаллизовываются в что-то более конкретное. А с другой стороны, когда приходит пора студийной работы и начинается время поисков и экспериментов – уже становится сложно выглянуть за выстроенный нами высокий бетонный забор. Да и потом, вот это заунывное «а раньше было лучше» – тоже не придает энтузиазма, как-то после этого пропадает желание показывать новые песни до релиза. Какая песня из альбома «Присутствие» – ваша любимая? Я стараюсь быть справедливой мамой и любить всех своих детей одинаково. Лирический герой песни «Присутствие» – человек или абстрактный образ? Знаете, в данном случае мне видится какой-то негативный подтекст в слове «абстрактный». С другой стороны, и второй ответ был бы не совсем точен… Признаться, я очень волнуюсь, отвечая на этот вопрос. Скажу так – это больше, чем просто человек. Является ли песня «Автопортрет» описанием опыта, полученного вами во время медитации? Нет, это опыт из реальной жизни, полученный от соприкосновения с людьми и вещами. Песня «Карфаген» – о какой-то определенной войне, или войне в общем? И то, и другое. Вот почему никогда не задают вопрос: а эта песня о какой-то конкретно любви или о любви вообще? Каждый автор стремится затронуть глобальное через какой-то отдельный конкретный случай. О чем песня «Огнекрылый дракон»? Об удивлении при самоидентификации. Какая из песен «Присутствия» – самая новая и была написана позже остальных? «Карфаген». Как появилась песня «Тысячи вольт»? Сначала появилась мелодия, потом катана. А остальное уже было делом техники) Над какой песней из «Присутствия» было сложнее всего работать? Как ни странно, над заглавной. Этот кажущийся минимализм, на самом деле, стоил определенных усилий. Также было потрачено много душевных сил на песню «Уходили парни на войну», в плане эмоций – она самая тяжелая для меня в альбоме. Никогда не забуду тех чувств, что мне довелось испытать во время ее написания. Что кардинально нового в плане музыки (для вас лично и для других участников группы) вы, по-вашему, попробовали сделать в «Присутствии»? Ну, вот прям кардинально… Знаете, я не ставила перед собой такой задачи. Этот альбом важен для меня, в первую очередь, идейно. Все, что хотела сказать – я сказала. А эксперименты мы приберегли для следующего раза) Выйдет ли на виниле новый альбом? Очень бы хотелось :) Спасибо) Возможно, когда-нибудь это случится. Есть ли песни, которые могли бы войти в «Присутствие», но по каким-то причинам в него не вошли? Если да, то почему, и что это за песни? Есть, конечно. Но мы выбрали самое лучшее) Плюс к тому – количество песен ограничивается размерами CD. В интервью 2015 года говорилось, что во время сессий «Штормового предупреждения» группой Flёur были сделаны записи на будущее. Вошли ли в «Присутствие» какие-либо из этих записей, и записывали ли вы и сейчас что-то с прицелом на следующий релиз? Да, вошла одна песня. На будущее в этот раз ничего решили не оставлять) Какая из ваших песен сейчас вам наиболее созвучна? Та, которая на данный момент в работе. Представьте, что встретили человека, совсем незнакомого с вашим творчеством, но вам очень хочется его познакомить. И нужно для этого выбрать 1-3 песни. Что бы вы избрали для презентации? Ну, к примеру: «Мост над туманным заливом», «Колыбельная для Солнца», «После кораблекрушения»… список достаточно условный. Всегда ли вы являетесь лирическим героем ваших песен? Есть ли такие, которые вы не могли бы соотнести с собой, которые были написаны как бы от лица другого человека? Как это?.. Если я даже пишу от имени какого-то вымышленного персонажа, то это означает, что я себя полностью с ним идентифицирую на данный момент. Какой смысл писать о том, что тебе не близко? Есть ли среди ваших песен или музыкальных композиций те, на которые вас вдохновили сны? Знаете, я не придаю этому слишком большого значения. Могу назвать несколько песен, связанных со снами, например «На обратной стороне луны», «Медальон», «Doppelganger»… Но в итоге, когда пишешь песню, сам сон на выходе настолько трансформируется, что от него почти ничего не остается. Когда-то давно Ольга в интервью сказала, что в песне «Последний танец зимы» описан реальный жизненный эпизод, и что вы тоже описывали его в одной из песен, но по-своему. Если возможно приоткрыть завесу этой тайны – в какой? «Память». Можно ли рассчитывать, что на каком-то из будущих концертов прозвучит песня «Золотые воды Ганга»? Можно) В песнях Flëur и в ваших песнях иногда слышны странные звуки – голоса, шорохи. Откуда они «берутся»? Как определяется, что именно за звуки будут в той или иной песне? Как они записываются? Как вообще пришла идея добавлять их к песням? Эти звуки я воспринимаю как равноправный инструмент, который призван внести в музыкальное полотно свой дополнительный слой, пространство и объем, усилить настроение. Удачно выбранные, они порой действуют сильнее отдельных музыкальных партий. Иногда эти звуки специально записываются (в этом смысле особенно запомнилась работа над звуковой аурой к песне «И солнце встает над руинами»), иногда берутся из музыкальных библиотек, из личных архивов. Их использование обусловлено общим настроением песни, ее смыслом, иногда в них зашифрованы какие-то тайные отсылки, известные только автору. Выражали ли что-нибудь голоса и шаги в концовке песни «Последний сон»? Да, ничего случайного я бы не стала включать в такую песню. Не знаю, стоит ли расшифровывать такие символы, которые предназначены скорее для подсознания… Но все же – возможно, это связь между жизнью оборвавшейся и жизнью продолжающейся, между тем, что хочется поскорее забыть, как самый страшный сон и тем, что навсегда останется в общечеловеческой памяти. Отдалились ли со временем от вас такие песни, как «Последний сон», «Под прицелом», «Молох»? Будут ли ещё песни на социальную тематику, или для вас их написание – пройденный этап? Странно, мне кажется, что в моем последнем альбоме также была затронута социальная тематика… Что касается перечисленных вами композиций – такое можно было бы сказать разве что о песне «Последний сон», это было слишком тяжело и для написания, и для последующего исполнения. Остальные вещи мы играем на концертах. Расскажите, когда был написан инструментал «Мы, бесстрашные» – и что вас на него вдохновило? В то время я очень много играла на фортепиано, искала, экспериментировала. Тогда родилось много разных инструментальных композиций, многие из них так и остались нереализованными. А название, так же как и «Sanctus Januarius», взято из книги Ницше «Веселая наука». Недавно извлекся на свет запылившийся, деформированный от влаги старый том Ницше, весь вдоль и поперек испещренный моими подчеркиваниями и пометками. Когда-то давно увлекалась, не отдавая, впрочем, себе отчета в том, что прельщает меня и пьянит до головокружения не философ Ницше, а Ницше-поэт, его слог и стиль, его страсть и жизненный драматизм… Связана ли песня «Высшая математика самоуничтожения» с вашим постом в блоге «Логика и сапфиры»? Нет. Между этими вещами колоссальная разница и во времени, и в значимости. Стоит ли ждать «Генератор ненужной боли» в студийной записи? Она прекрасная) Cпасибо) Ну, разве что кто-то будет сильно на этом настаивать. Я сама предпочту всё же новые песни. О чем или о ком песня «Расскажи о своей катастрофе»? Об одном моем друге, с которым случилась беда, и который поначалу не мог найти в себе силы принять это с достоинством. Какое место в дискографии Flёur для вас занимает «Штормовое предупреждение» спустя несколько лет после его выхода? Какие у вас сложились отношения с этим альбомом? Для меня этот альбом символизировал мое возвращение к музыке, к жизни. Он разделил мое творчество на «до» и «после», подвел черту. Конечно, он важен для меня. Хотя, мне кажется, что для полной картины было бы правильно включить в него также «Возвращение» и «Божью коровку», вошедшие в сингл «Знаки». В песне «Два облака» есть фраза: «…О том, что нам до конца// Так и не высказать вслух». Как вы считаете сейчас – есть ли в человеке такие вещи, которые невозможно до конца выразить словами? Или, если человек владеет поэтической речью, музыкой или способностью точно подбирать слова – при определённом упорстве и удаче сможет выразить любое важное для него чувство, мысль, состояние, ощущение? Да. В этом, собственно, и заключается смысл творчества. Слова, звуки и краски – они как дикие звери: непослушны, своенравны и не любят ходить строем. Наша задача – укротить их и при этом позаботиться о том, чтобы в итоге они не выглядели вялыми, больными или принужденными. Для этого всего-то и нужно, что породниться с ними и полюбить их всем сердцем. Вы верите в талант? Или же наоборот, придерживаетесь той теории, где все достигается трудом и упорством? Талант – это всего лишь росток. А то, что из него получится – всецело в твоих руках. Можно, конечно, оставить его на произвол судьбы, но никто не даст гарантию, что морозы, ветра, дикие звери, чей-то особо «заботливый» ботинок или гигантская асфальтоукладочная машина не сделают с ним свое черное дело. Что побуждает вас творить сейчас? Почему творчество для вас необходимо? Когда рождается новая песня, насколько трудно это происходит? Когда я долго не пишу – начинаю испытывать внутренний дискомфорт. С разными песнями все по-разному. «Тысячи вольт», например, за один вечер написала. А над «Присутствием» работала очень долго и много раз переделывала. Бывает ли у вас творческий кризис, и как вы с ним боретесь? Творческого кризиса не бывает только у тех, у кого и творчество-то не очень случается. По этому поводу много чего могла бы рассказать, но, боюсь, это нарушит формат интервью. Если вкратце: не бойтесь начинать все сначала, не ставьте себе сверхзадачи, постарайтесь все превращать в приятную игру. Не впадайте в уныние, когда что-то не получается – иногда нужно просто отдохнуть и… опять все начать с начала. Ищущий да обрящет) Сколько примерно песен в год вы пишете сейчас, и сколько писали раньше? Их стало появляться меньше или больше, и с чем эти перемены связаны, на ваш взгляд? У каждого автора бывают свои всплески и штили. Так много, как я писала в 1999-2000, наверное, никто и никогда не писал. Часто случалось такое, что я просто не успевала записывать все, что мне «диктовалось»… Думаю, даже если ко мне внезапно перестали бы приходить новые идеи – старых черновиков хватило бы еще на много лет вперед. Следующий всплеск был в 2003-2004, потом в 2009. В остальные годы, думаю, количество песен было примерно похожим. Откуда, на ваш взгляд, приходит вдохновение: из внутреннего опыта или от высших сил? Где его черпаете вы, часто ли оно вас посещает? Может быть, не так часто, как хотелось бы, но я знаю верные приманки. Самовар на крыльце раздуешь, достанешь варенье малиновое, да креслице плетеное придвинешь… А если долго не идет – веточек можжевеловых подбросишь, чтоб дымок был… А чтоб черпать удобнее – специальный звездный черпачок у меня. Откуда приходит? Из тумана, конечно, из тумана…

Forastera: Случалось ли вам при прослушивании чужой музыки или чтении книги ловить себя на мысли, что это словно вы написали? Ну, скажем точнее, что это «могла бы написать» я. Да, бывает. Мне кажется, со многими настоящими шедеврами так примерно дело и обстоит) Есть ли у вас любимый персонаж (книги или фильма), который, может быть, является для вас идеалом, или же духовным двойником? В предыдущем интервью автор проводил параллель между мною и Галадриэль – что ж, это было приятно, персонаж – действительно волшебный. Не знаю, как насчет идеала, но мне почему-то вспомнилась главная героиня из советского фильма-сказки «Двенадцать месяцев») Посоветуйте несколько книг, которые ответят на многие вопросы, добавят недостающих паззлов к пониманию картины мира и жизни, изменят к лучшему, дадут новое глубокое видение всего и вся. Ого! Я сама такие книги ищу, вот так чтоб всё сразу) А если серьезно – читайте Библию и сказки. Там самая высокая концентрация того, что вы ищете. В своем блоге вы раньше писали о фильмах и книгах. Что посоветуете посмотреть и почитать сейчас? Каков ваш любимый киножанр? Ну, вы же, наверное, хотите, чтобы я вам что-то современное посоветовала. А я преимущественно смотрю и читаю старенькое, бессмертненькое) Сейчас, например, читаю рассказы Набокова – не факт, что вам понравится, но как по мне – среди них много настоящих шедевров. Люблю кино созерцательное, медитативное, с красивой картинкой и красивой музыкой. Также люблю фильмы-сказки, но сейчас такое редко хорошо снимают. Лена, вы смотрите артхаус? Если да, то что бы вы посоветовали из этого жанра? Я могу не угадать ваши пристрастия, артхаус ведь многолик. Может быть, вы полюбите Тарковского или Гринуэя, а может быть, вам окажется ближе Вуди Аллен или Кустурица. Есть ли такие фильмы, которые вы пересматривали больше двух раз? Начала писать список и поняла, что не могу остановиться… Ну, вот, взять хотя бы «Тени забытых предков» (1964) – гениальное кино. Смотрели ли вы «My little pony»? Если да, то кто ваш любимый персонаж? Нет, не смотрела. Вы смотрите сериалы? Если да, какой бы посоветовали посмотреть? Почти нет. Если вы любите английский юмор, посмотрите «Jeeves & Wooster». Как вы относитесь к артистам современной русскоязычной эстрады и их песням? Мне о них мало что известно. Как вы относитесь к джазовой музыке? Слушаете ли подобное? Смотря какой джаз. Вот есть группа «Bohren & Der Club Of Gore» – такое мне нравится. Вообще, в джазе мне нравятся преимущественно грустные, мелодичные композиции, проникновенно спетые или с красивыми меланхоличными мелодиями, сыгранными на трубе, саксофоне. Но вот все эти безумные псевдо-интеллектуальные скоростные «запилы», особенно в мажоре – такое мне не любо. Вы слушаете радио Cardiowave? Если да, то вы хотя бы раз слышали там авторские выпуски/передачи? Нравятся ли вам они? Авторская передача – это то, что оформлено авторским текстом, а таких программ, к сожалению, немного. Радио слушаю иногда. Некоторые подкасты нравятся. Помню была хорошая подборка «Dark Cabaret»… Вообще, это очень здорово, что такое радио существует, что хорошая музыка притягивает родственные души, объединяет людей, дает возможность для дружеского общения, а также для самовыражения посредством создания тематических программ. Иногда вы делали подборки песен в рамках «Атмосферы». Будет ли в будущем подобная практика? Что слушаете сейчас? Может быть, была бы «Атмосфера» :) … Слушаю в основном ambient, ethereal, музыку для медитации. В вашем блоге выложены рисунки, созданные в графическом редакторе. Является ли диджитал-арт вашим любимым, частым занятием или это была просто проба пера? Проба пера) К сожалению, не остается на это времени. Какие языки вы знаете, на каком уровне? Английский, очевидно, хорошо – а немецкий, на котором спели недавно? Может быть, изучение какого-то языка пока только в планах? Какие языки вам ближе и почему? Что вдохновило на изучение? Есть ли язык, который не нравится (отталкивает)? Как занимаетесь: учебники/музыка/фильмы/ещё что-то? Легко ли даются вам языки? Английский я начала учить, когда захотелось узнать, о чем поют мои любимые исполнители. Стала читать, переводить, ходила немного на курсы. Больше никаких языков не знаю. Всегда мечтала выучить французский – мне нравится, как он звучит. На немецком пела просто потому, что концерт проходил в немецкой кирхе. Считаю, что любой язык прекрасен, когда на нем поют. Ближе всего мне родные языки – русский и украинский. Пишете ли вы сейчас песни на английском или других языках? Нет. На каких струнных инструментах, кроме гитары, вы пробовали/умеете играть? Немного на укулеле. Когда вы впервые ощутили желание играть на гитаре? Как скоро у вас начали создаваться первые песни? И устраивал ли вас результат, или вы по многу раз переделывали уже созданное? Первый раз – в раннем детстве, но картонные гитары – не в счет. А потом – в старших классах, когда попала на репетицию настоящей рок-группы и познакомилась с разными музыкантами. Поначалу это всё было сплошное кривляние и подражание, но, как ни странно, результат меня вдохновлял. Первые мои песни на русском языке были весьма посредственны, но узнала я об этом значительно позже) Какие ощущения вы испытали, написав самую первую свою песню? И что почувствовали, услышав её в записи? Хочется добавить – «хорошую» песню, так мне действительно будет что сказать. Почувствовала, что обладаю магическим даром, и ещё – что живу на этом свете не напрасно. Какой вы были, будучи подростком? Лет с 14 у меня наступил «буйный» возраст – успеваемость снизилась и начались проблемы с поведением: замечания, пропуски уроков, протесты, противостояния, выходки всякие, стремление быть «не как все», ощущение своей особенности, избранности, отверженности, побеги из дома, неформальные тусовки, рваные джинсы, сигареты, первый алкоголь и все прочие атрибуты взросления, присущие той эпохе. А до этого я была тихим малообщительным ребенком. Была ли у вас детская мечта, которая исполнилась только во взрослом возрасте? Есть ли такая, которая не исполнилась до сих пор? О чем вы мечтаете сейчас? К сожалению, я не помню обо всех своих детских мечтах. Возможно, что-то и не исполнилось. Сейчас я бы хотела отправиться в кругосветное путешествие. Ваша любимая книга в детстве? Почему-то запомнилась «Каштанка». Кем вы мечтали стать в детстве и почему? Много кем мечтала. Например, фигуристкой. Мы жили рядом с рекой, которая зимой полностью замерзала, так что можно было с одного берега перейти пешком на другой. У меня были допотопные двухполозные коньки, и я могла часами выписывать пируэты на льду, в полном одиночестве, представляя, что нахожусь на чемпионате мира по фигурному катанию) Повлияла ли на вас (и если да, то каким образом) работа в наркологическом диспансере? Моя работа не была непосредственно связана с людьми, больными наркоманией (если вы об этом спрашиваете). А только лишь с документацией. Вообще, любое место, где ты проводишь много времени, определенным образом влияет на тебя. Так, благодаря тому, что у меня был постоянный доступ к компьютеру и немного свободного времени в рабочие часы, я завела полезную привычку переносить все свои стихи, тексты, и даже черновики в электронный формат. Полезную потому, что бумаги, особенно неупорядоченные, имеют такую тенденцию – исчезать. Также я научилась работать (в смысле писать тексты) посреди шума и суеты (со мной в комнате работали еще 5 человек и постоянно приходили посетители). Хотя коллеги мои были люди хорошие, душевные, и у них я тоже много чему научилась. Вы сталкивались в своей жизни с селфхармом? Как вы относитесь к таким людям? Вот как это сейчас называется) Я к ним давно уже не отношусь. Но знаю наверняка – это надо лечить на профессиональном уровне. Так как человек может случайно нанести себе вред больший, чем ему на самом деле хотелось. А еще – таких людей нужно стараться «переключить» на какое-то более конструктивное «творчество» и тогда, дай бог, проблема уйдет сама. Вообще, было бы здорово с ранних лет воспитывать в ребенке понятие о том, что человеческое тело – это храм. Мои родители спонсируют поездки на ваши концерты, покупку дисков и т.п., но не очень хорошо относятся к вашему творчеству. С чего начать знакомить родителей? Как объяснить, что в «Тонких Травинках» нет темы «суицидов»? Какие, однако, либеральные у вас родители) Увы, там есть эта тема. Но если не вырывать ее из контекста, а прочесть всю книгу целиком, то вы также найдете там вещи, гораздо более сильные и важные, которые всё побеждают и приносят спасение. Если ваши родители слушают музыку, я могу составить для них специальный сборник в качестве подарка за то, что они спонсируют ваши увлечения) В книге «Тонкие травинки» собраны преимущественно ваши ранние, написанные до 2003-го стихотворения и эссе. Наверняка за прошедшие 14 лет было написано много стихов, которые так и не стали песнями. Планируете ли вы в будущем выпустить вторую часть книги? А, может быть, сборник прозы? Может быть, это вас разочарует, но все тексты, написанные мною после 2003-го рано или поздно становились песнями. Это для меня большое искушение – иметь текст и не написать к нему музыку. Насчет второй книги пока не знаю, но вариант с прозой мне представляется более убедительным. Не вопрос, а скорее просьба: в 2012 году было очень много интересных рассказов и эссе, которых сейчас очень не хватает. Пишите в блоге почаще, пожалуйста! Спасибо, постараюсь) Ваши песни и стихи рассказывают многое о вас, но не было ли у вас желания написать собственную биографию? Согласились бы вы рассказать свою историю жизни, если бы биограф предложил вам написать книгу о вас? Нет. Я же вам не Л.И.Брежнев, какой еще биограф?).. Тут люди со мной мучаются оттого, что я вмешиваюсь в работу профессионалов, причем касающуюся не только музыки, морочу им голову своим перфекционизмом. Специально изучаю соответствующие программы, чтоб, как говорится, держать руку на пульсе. А вы хотите, чтоб я доверила свою биографию какому-то неизвестному биографу… Лучше меня эту работу никто не сделает :) Так что, если на то будет божье благословение, я напишу такую книгу сама. Проходила информация, что некто пишет книгу о группе Flёur. Чем закончилась эта история? Некто говорит, что выход этой книги возможен только после распада группы Flёur) Настолько она скандальная и разоблачающая! Вот. Просто жуть как интересно! :) Нравится ли вам давать интервью – или, может, вы бы предпочли никогда не общаться с прессой? Интервью предпочитаю в письменной форме – во-первых, ответы получаются более продуманные и полные, а во-вторых – мне сложно общаться с незнакомыми людьми, тем более в порядке интервью, для меня это всегда стресс. Почему вы так редко появляетесь в СМИ, в эфирах радиостанций? Почему нет «ни чартов ни рейтингов»? Это зависит от решения музыкантов, или на это влияют другие вещи? Никакого такого решения мы не принимали. Может быть, это происходит потому, что музыка у нас не очень радийная… Для мейнстрима мы недостаточно развлекательны, а для андерграунда – недостаточно альтернативны (или наоборот)). Судя по некоторым вашим интервью, вам присуща некоторая стеснительность. Как вы боролись с ней перед первыми концертами? Что вы чувствуете сейчас перед и после выступлений? Очень неэффективно боролась. Часто хотелось просто трусливо сбежать со сцены. Сейчас мне намного легче – я научилась принимать себя такою, как есть – со всеми своими недостатками. Я стараюсь делать все настолько хорошо, насколько это возможно в каждом конкретном случае, и при этом позволяю себе право на ошибку. Конечно, волнение остается, но это нормально. Ненормально, когда от страха немеют руки. Стеснительность для артиста – негативный момент, который подлежит искоренению. Он означает, что ты слишком озабочен вещами второстепенными, например, насколько хорошо ты все исполнишь, как при этом будешь выглядеть со стороны и т.д. После выступлений я часто испытываю избыток энергии, несмотря на то, что, казалось бы, два часа ею делилась. Это означает, что мне попалась благодарная аудитория, что люди меня внимательно слушали, поддерживали и сопереживали. Если бы у вас была возможность получить полную анонимность (ни настоящего имени, ни прочих известных биографических данных), при этом сохранив слушательский интерес и внимание к вашей музыке – вы бы воспользовались такой возможностью? А почему бы и нет?.. Давно хотела попробовать себя в роли исполнительницы комических куплетов, но всё как-то стеснялась :) Думаю, что под моим настоящим именем они не произведут надлежащего фурора)

Forastera: Вам часто пишут поклонники? Читаете ли вы их письма? Как относитесь к этому? Часто. Читаю, если не очень длинные. Если длиннее 10 страниц – могу не дочитать до конца) Отношусь с пониманием. Знаете, за 17 лет мне приходилось разные письма читать. Есть такой разряд писем, которые хочется сохранить для последующего перечитывания – они о том, как наша музыка изменила чью-то жизнь, помогла найти новый смысл, новых друзей и даже возлюбленных, кого-то привела к собственному творчеству, а кого-то – спасла от отчаянья. Это письма важные и нужные, они напоминают мне о том, что мой труд осмыслен и вознагражден сполна. В них между строк ощущается свет и тепло, любовь и благодарность. А есть и такие, в которых человек просто хочет внедриться в мою жизнь, получить какое-то особое внимание, близкое общение, которого я ему не могу дать, и оттого чувствую себя неловко. Не могу сказать, что мне приносит это большую радость. Спасибо вам за все то внимание, а местами терпение, что вы уделяете своим поклонникам. Я никогда ранее не видел ни одного артиста, который бы так относился к своим фанатам. Как вам это удается? Чем обусловлена такая любовь? Не надоело ли вам за 17 лет карьеры? Не знаю, именно такое отношение мне всегда казалось самым естественным и очевидным. К тому же я чувствую некоторую ответственность за тех, кто слушает мою музыку. Вам нравится, когда вас рисуют? Как вы относитесь к портретам, которые дарят поклонники? Ну, тут дело не во мне. Нравиться должно самим художникам. Хотя, честно говоря, некоторые портреты меня озадачивают, начинаешь как-то подозрительно вглядываться в зеркало, изучая заново открытые в себе черты, «тонко подмеченные автором»:) А встречаются и такие, которые просто напоминают дружеский шарж. Но, в любом случае, это приятно. Елена, когда я увидела вас вживую – забыла, как говорить. Фанатство – это норма? Нет. Но абсолютная норма, сама по себе – уже внушает подозрения) Каково это – быть Богиней-котичкой? Нормально) Приходишь домой, вешаешь нимб на гвоздик, точишь коготки и пьешь молочко. Иногда, когда сильно устаешь и очень хочется молочка – можно нимб и не снимать) Как вы относитесь к обожествлению вашей личности и прочим подобным культам? Слова «Елена – Богиня», сказанные абсолютно серьезно – какую реакцию это у вас вызывает? Да ладно, вы и впрямь думаете, что это всерьез?.. Вот котичка – это да, это действительно серьезно и накладывает большую ответственность) Как вы относитесь к фан-арту: рисунки по мотивам стихов, кавер-версии песен, видеоряд, положенный на вашу музыку? Хорошо отношусь. Я рада, что мое творчество тоже отчасти является стимулом для другого творчества. Часто ли после концертов на автограф-сессиях к вам подходят люди, которые говорят, что они – тоже музыканты, на которых вы повлияли, а затем дарят вам CD-альбомы своих групп/проектов? Как вы относитесь к таким жестам со стороны других исполнителей? Если вам делали такие подарки, слушали ли вы их? Вы знаете, это не так часто случается. Всегда стараюсь ознакомиться, хотя бы выборочно. Как вы относитесь к тому, что ваше творчество могут приводить в пример или ссылаться в школах/колледжах? Один раз в экзаменационном сочинении (т.к. сильно нервничала, и в голову ничего не лезло) я взяла много строчек из песни «То, что делает нас людьми», вписала в текст по смыслу и не «закавычила» их, то бишь не сослалась на автора. Когда вспоминаю об этом, меня гложет совесть. Вы простите меня? P.S. За сочинение поставили 10 из 10 баллов. Спасибо за пятерку. Пожалуйста. Пользуйтесь на здоровье) Лена, один раз в школе я сделала литературный разбор вашего стихотворения. Вы хоть раз сталкивались с таким явлением, касаемо ваших стихов? Используете ли вы какие-то правила стихосложения при создании текстов своих песен и стихов? Весьма интересно было бы почитать ваш разбор. Никаких особых правил я специально не использую, но подозреваю, что какие-то важные вещи могла инстинктивно почерпнуть из книг, которые много читала. Как вы относитесь к современной школе, к нынешней системе обучения? Какой-то слишком взрослый для меня вопрос. Но в целом, я полностью разделяю ваше мнение) Как вы относитесь к приметам и суевериям? Стараюсь игнорировать. Но вот я не знаю, можно ли считать суеверием, если ты повсюду видишь знаки. Ведь никто не знает, что это – быть может, как раз подсказка свыше? Вы часто ленитесь? Как бороться с ленью и прокрастинацией? Часто. Способов на самом деле много, но описывать их нужно подробно. Я – человек страшно неорганизованный, и мне для того, чтобы удерживать себя на плаву осознанности, никак не обойтись без внешних подручных средств – расписаний, планов, дневников, системы напоминаний, мотивирующих наклеек, таймеров, будильников, красных ниточек на запястье, восклицательных знаков на зеркале и сеансов самобичевания вперемежку с бодрящими аффирмациями) Как вы относитесь к курящим людям? Курили сами когда-нибудь? Влияют ли сигареты на голос? Плохо, конечно, что курят, но что с ними поделаешь. Сама курила когда-то много лет подряд. Особого влияния на голос не замечала. Вследствие чего вы отказались от мяса? Вы веган или вегетарианец? Пока что ни то, и ни другое. Отказалась чисто интуитивно, просто однажды во время болезни включилась такая непереносимость. Держите ли вы дома комнатные растения?

Forastera: Любите ли вы цирк? Как относитесь к заведениям подобного вида? Мой внутренний ребенок любит цирк – за ощущение чуда и праздника. Но другая моя, более взрослая часть, увы, больше думает не о самом празднике, а том, какой ценой он достигается – например, о несчастных животных и травмированных акробатах. Как вы относитесь к феминизму? Относите ли вы себя к этому движению? Что вы думаете о гендерном неравенстве и способах его преодоления? Нет, я не отношу себя ни к какой партии или движению. В современном обществе, вообще, много проблем, в том числе и более значимых. Наверное, должны быть какие-то всемирные организации по правам человека, которые решают эти вопросы, в том числе в законодательном порядке. Что обязательно необходимо сделать каждому человеку в течение жизни? У каждого человека свой путь и свои задачи. Как минимум – попытаться осмыслить свое существование, а еще – научиться безусловной любви. Как вы относитесь ко лжи? Может ли ложь приносить добро, или любое такое добро будет временной и губительной иллюзией? Временное добро – тоже, в каком-то смысле добро. Иногда человек просто не в силах сказать правду, и это плохо в первую очередь для него самого, и только потом – для того, кого он обманывает. Что для вас значит «любовь»? Это когда котик приходит утром под одеяло) Настоящая Любовь – она все же бывает в жизни лишь однажды, или каждые новые отношения – по-своему «те самые»? И как отличить истинную любовь от чего-то, просто ее напоминающего? Истинная любовь ничего не требует, не просит, не сомневается. Она прощает всё, даже свою ненужность. Она умеет ждать настолько долго, насколько потребуется. И для нее ничего не значат расстояния. Она благодарна и бережна. Она освящает все вещи вокруг и заставляет их сиять… Вы ее ни с чем не спутаете. Как вы считаете, может ли случиться такое, что человек не рождён «для любви», не умеет любить и получать любовь от других (или же этой любовью никто не спешит поделиться с ним), создан исключительно для одиночества? Получать любовь от других необязательно, это всего лишь приятный бонус. Главное – самому все вокруг наполнять своей любовью. Тогда и одиночество может стать величайшим счастьем. Если же человеку кажется, что он не умеет любить – можно тренироваться на котиках. Они ласковые, благодарные и внимания требуют гораздо меньше) Как помочь человеку, который не хочет, чтобы ему помогали? Помолиться о нем. Как объяснить человеку, что его жизнь ценна, даже несмотря на мрачные моменты в прошлом, из-за которых он себя ненавидит? Сходите с ним, например, в онкоотделение и посмотрите, как там люди борются за каждый день своей жизни. Причем такой жизни, качество которой не идет ни в какое сравнение с вашей. А чтоб освободиться от груза прошлого – можно еще сходить на исповедь, это очень мощный очищающий ритуал, даже для неверующих. По песням чувствуется, что вы – вполне осознавшая себя душа. Пожалуйста, расскажите о том, что вам открывается, сокровенном. Чуть более отчетливый словесный «Автопортрет». Что же мы все из себя представляем, и все забываем и никак не можем вспомнить? Все мы – периодически осознающие себя души. Только у некоторых это состояние длится несколько минут, а у некоторых – несколько часов. На большее способны только йоги) По сравнению с парящей бессмертной призрачной душой – наша телесность чересчур тяжела, материальна, очевидна и неоспорима. Потому и страдаем часто безосновательно, не чувствуем своей силы, могущества, не используем и десятой части всех тех богатств, что каждому даны от рождения. Если бы вы могли выбрать, кем воплотиться в следующей жизни – каков был бы ваш выбор? Есть хорошая притча о бабочке-однодневке. Смысл ее вкратце заключается в том, что неважно, кем ты родился и сколько живешь – важно то, как ты эту жизнь воспринимаешь. В недавно вышедших ваших песнях прослеживается библейская тематика. Читали ли вы Библию? Если да, то верите ли вы в то, что там написано? Что для вас вера в Бога? Ещё было бы интересно узнать трактовку слова «рай» – что это такое в вашем понимании. И еще на засыпку вопрос – считаете ли вы, что мир наш дуален, есть добро и зло, тьма и свет, и что единственно правильный путь – это путь света, путь к богу? Вы задаете слишком глобальные вопросы, чтобы всё это познать – и целой жизни мало. Конечно, всё в мире относительно. Вот взять, например, болезни, считающиеся неизлечимыми. Или трагическую любовь. Стихийные бедствия, катастрофы или другие тяжелые испытания, выпадающие на долю человека… Не было бы тьмы – откуда тогда взяться свету? Библию я, конечно, читала. Надеюсь, и вы тоже) Путь к свету – не единственно правильный, а единственно возможный, просто люди часто путают пункт назначения с транзитными станциями. Вера для меня – это особое свойство воздуха сжиматься под крылом самолета, благодаря чему тот летит над облаками и не падает. Много лет слушаю ваши песни, и всякий раз они открываются по-новому. Пытаюсь по ним понимать направление духовного развития автора. Судя по текстам, вы явно изучили много направлений, течений, конфессий, верований, мифов (лично или в общении с кем-либо). Нашлось ли что-то одно, наиболее близкое по мировоззрению? Спешу вас разочаровать – ничего досконально я не изучала, так, читала в свое время то, что представляло интерес. В силу того, что я глубоко ощущаю свои корни, мне в чём-то ближе христианство. Но в каждой религии и культуре есть своё неповторимо-прекрасное, и мне нравится пребывать в состоянии вечного поиска и созерцания.

Forastera: Из последнего альбома и одной из ваших чудесных фотосессий видно, что вам импонирует тема Востока. Какая из восточных культур вам ближе? Какая больше всего влияет на ваше творчество? Япония, Индия, Китай… мне трудно выбрать. Хотя японская эстетика, наверное, мне ближе всего, именно своим отношением к Красоте. Среди поклонников гуляет шутка про «аниме-Лену», связанная с недавним фотосетом в японском стиле. Вы смотрели аниме или читали мангу? Или это просто своеобразный японский образ? Близка ли вам японская культура? Cмотрела, но к фотосессии это не имеет отношения. Японская культура мне близка, но скорее не по аниме, а по каким-то более основообразующим вещам. Хотя, против аниме я тоже ничего не имею) Елена, вы прекрасно выглядите! Ваши сценические костюмы просто чудесны. Долго ли вы думаете, в чем будете выступать? По каким критериям выбираете себе образ? Вы когда-нибудь еще оденете свое черное платье, в котором снимались в клипе «Куклы»? Куда потом деваются ваши многочисленные платья? Спасибо) Нет, долго не думаю. Вообще, в идеале платье должно вдохновлять. Чтоб как в сказке: надела, и глаза сразу засияли светом неземным) Но иногда приходится ограничиваться просто соображениями эстетики и удобства. Как минимум – платье должно быть к лицу и строго соответствовать размеру. Желательно, чтоб хотя бы верх был из натуральной ткани и весь костюм в целом не сковывал движения. Лучшее концертное платье – это то, о котором ни разу за время выступления не вспомнишь. В платье из «Кукол» я благополучно отыграла множество концертов в 2015, оно, в своем роде, универсальное) Когда-то была идея сделать аукцион из наших нарядов, а вырученные средства отдать детскому благотворительному фонду, мы даже уже собрали чемодан с платьями, нужно только, чтоб этим кто-то занялся и грамотно организовал. Елена, не хотите снова стать блондинкой? Нет, таких чудесных волос, как сейчас у меня давно не было. Как вы обычно спасаетесь, когда накануне концерта простудились и потеряли голос? (Или такого не бывает?) Бывает) Во-первых, нужно перестать разговаривать, вообще, даже шепотом, что еще – чай с имбирем и медом против простуды, молоко+масло какао для смягчения связок, ну и аптечные средства испробованные – исламоос, гомеовокс. Получилось ли у вас сыграть на концерте песню «Оберег», записанную в дуэте с Сергеем Дворецким? Если нет, то планируете ли ее вообще исполнить? (В рамках будущих сольных концертов в Москве?) На своих сольных концертах я исполняю только свои песни. Планируется ли далее какая-либо работа в рамках проекта ВЕГА? Я стараюсь вообще ничего особо не планировать. Главное – это песни, а время само разложит их по надлежащим полочкам. Не было ли у вас идеи сделать кавер на какую-нибудь песню Ольги? Зачем? Олины песни никто не споет лучше самой Оли. Почему Amurekimuri и МРФ стали в конечном счёте «группой одного альбома»? МРФ себя исчерпал, плюс к тому – все лучшие песни из альбома «Вальсирующие во тьме» я периодически играю на концертах. А что касается Amurekimuri – это мой любимый проект, и я его со счетов не сбрасываю) Конечно, у каждого из его участников есть свои основные группы, а некоторые так вообще перебрались за рубеж – но я все-таки думаю, у этой группы есть шансы. Возникало ли у вас когда-либо ощущение того, что вы как автор/исполнитель/артист в чём-то идете на поводу у своей публики и даете ей именно то, что она ожидает от вас получить? Присуща ли вам некая зависимость от желаний ваших слушателей? Моя зависимость от желаний слушателя ограничивается только тем, что я могу исполнить на концерте ту или иную песню, если кто-то ну очень просит о ней, и это не идет в разрез с моим настроением. В остальном, мне порою кажется, что я осознанно иду наперекор тому, что очевидно было бы более востребованным. Потому что от «востребованного» мне порой становится очень печально. Как изменились ваши отношения с Ольгой за все прошедшие с появления Flёur годы? Та самая конвергенция, о которой когда-то писала Пулатова – она всё ещё в силе? Выход вашего сольного альбома не является «тревожным звоночком» о неладах в группе Flёur? Отношения, конечно, менялись год от года. Случались порой и конфликты, и непонимание, но мне кажется, мы, несмотря ни на что, все время пытались поддерживать эту незримую, почти родственную связь, данную нам свыше. По поводу конвергенции: в чем-то наше творчество до сих пор пересекается, а в чем-то расходится и проявляет свою разнополярность. Весной 2016 года совместным с Олей решением мы договорились о том, что вместо очередного ожидаемого всеми альбома Flёur мы запишем 2 сольных альбома. Отчасти это решение было продиктовано тем, что новые Олины песни, по ее мнению, не подходили по формату группе Flёur. Все, что происходило в дальнейшем и происходит до сих пор – является следствием этого решения. Как вы определяете, какие песни пойдут в альбомы Flёur, а какие – в ваши сольные проекты? Чем был обусловлен выбор песен для проекта МРФ, для альбома «Присутствие»? Как вы решаете, какие из них прозвучат на концертах – флёровских или ваших сольных? Все это спонтанно происходит. Например, песня «Для того, кто умел верить» впервые была исполнена на концерте МРФ, но потом закономерно перешла в собственность Flёur. А песни «Лабиринт» и «Последствия взрыва», которые дебютировали на концерте Flёur, в итоге были отданы МРФ. Есть много композиций, написанных для фортепиано, но исполнять их на концертах Flёur мне неудобно… Так случилось, что большинство песен, которые планировались для нового альбома Flёur, вошли в альбом «Присутствие»… А вообще, это всё ярлыки – какой из них ни наклей, сама музыка при этом не меняет своей сути. Планируете ли вы в будущем запись каких-либо новых каверов? Вам ближе идея максимально иной интерпретации оригинальной песни, или же наоборот – близкой к оригиналу версии? Пока не планирую. Признаться, такое редко случается, чтоб кавер был лучше оригинала. Назовите по одному вашему любимому альбому у следующих групп: Cocteau Twins, Dead Can Dance, Blonde Redhead, Current 93, Coil, The Legendary Pink Dots. По одному – это сложно, ну да ладно: Treasure, Into The Labyrinth, Misery Is a Butterfly, Soft Black Stars, Music to play in the dark, Any Day Now. Вас часто необоснованно сравнивают с Мельницей, считая, что вы играете фолк, как и Хелависа. А как вы относитесь к этой группе? Не возникало ли желания спеть с Хелависой дуэтом, например, песню «Амулет», которая является весьма фолковой? Хороший ансамбль. Но насчет дуэта – не знаю, у меня в группе столько прекрасно поющих девушек, что мне как-то неудобно перед ними будет) Многие группы выпускают сборники ремиксов, акустических версий и других переосмыслений своих работ. Задумывались ли вы о подобном эксперименте в будущем? Будет еще время об этом задуматься. А пока я больше ориентирована на новые песни. Лена, сейчас у вас на концертах акустика Ibanez. А что стало со старой-доброй "ямахой"? Я ее временно перевела в разряд студийных инструментов. Как вы относитесь к куклам, которые оживают на фотографиях под звучание вашего голоса? Надеюсь, у них мирные намерения) Елена, возможно ли когда-нибудь сыграть с вами в шахматы? Онлайн хотя бы. Согласны или сдаетесь? Онлайн – возможно. Чувствую, вы – опасный противник) Почему современные радары не могут засечь Небесных Китов? Я могу помочь современным радарам – изучаю ясновидение. И вам тоже могу помочь, если что. У вас очень милый котик! Расскажите, пожалуйста, какую-нибудь забавную историю, связанную с ним :) Спасибо) Котика нашего зовут Тихон. Почему мы его так назвали – он почти совсем не мяукает. Т.е. мяукает, конечно, но делает это крайне редко и, как правило, очень тихо, иногда просто ротик открывает. Может быть, ему лень, а может быть, это ему и не нужно вовсе. Когда он хочет кушать, к примеру, ему достаточно просто подойти и сделать печальную мордочку – и все бегут его ублажать… Любит смотреть кино, особенно черно-белое, может сидеть часами «в засаде» – высматривать голубей за окном, а когда те слетаются за крошками на карниз – внезапно вскакивает на подоконник и наслаждается произведенным эффектом – голуби в ужасе разлетаются прочь. Иногда он издает странные звуки, примерно такие, как издавали старые плюшевые медведи. А еще – он умеет рычать. Да, да) Например, когда в дверь звонят чужие люди, он настораживается, выходит из укрытия и рычит, словно сторожевая собачка: мол, идите себе дальше, куда шли – наши все дома) Откуда появился мишка Гербарек и почему в честь него названа домашняя студия? Вот, вы не поверите, но я сама бы хотела знать откуда) А если серьезно – кто-то из поклонников подарил, давно, лет 10 назад. Почему именно он так мне полюбился – не знаю, наверное, это несправедливо, мне столько дарили разных плюшевых игрушек – чудесных, милых, забавных… Но вот как-то так вышло случайно. Может быть потому, что он чем-то мне напомнил мою детскую игрушку. Много чего ему пришлось повидать – смотрел на мир из окна поезда, автобуса, самолета, с таможенниками общался, в больнице лежал… Дружок мой, в общем) Лена, помнится как-то вы говорили, что чувствуете себя здесь инопланетянином. Встречали ли вы на этой земле существ со своей планеты, такого же инопланетянина? ;) О да, целое отделение! Какие страны и города вы хотели бы посетить? Мне все интересно, была бы рада любым предложениям. Начать можно с Европы, по логике вещей, а там – главное правильно составить маршрут) Какие впечатления остались у вас от поездки на Байкал? Может, в этой поездке родились какие-то песни? И как вам сибирские люди? Спустя время – что осталось в памяти? Однозначно, для меня это место силы. По песням есть некоторые наброски, надеюсь реализовать это в следующем альбоме. Люди – открытые и доброжелательные, явно очень любят и гордятся тем волшебным местом, где они выросли. Каким стал для вас 2016 год, какие впечатления и эмоции вам оставил? Главным событием года для меня, конечно, стал альбом «Присутствие». Лето выдалось слишком жарким, в прямом и переносном смысле. Так тяжело в плане работы мне, кажется, никогда еще не было. Но все это безумное напряжение и волнение с лихвой компенсировали последующие осенние концерты, о которых слишком скромно было бы сказать просто «удачные». Так что в награду за напряженный труд нас ждали внимание, любовь, поддержка и самый теплый, сердечный прием. Я рада, что альбом обрел свою жизнь и чутких понимающих слушателей. Какой из концертов 2016-го вам больше всего запомнился? Где была теплее всего атмосфера, дружнее и приятнее фанатское сообщество? Каждый концерт был хорош по-своему, и люди везде принимали очень тепло. А вот сцена больше всего понравилась в Эрарте – очень атмосферное место. Планируются ли в 2017 новые концерты? Вас ждут любящие и преданные фанаты! Cпасибо! ^^) Да, планируются. После стольких сыгранных концертов, с какими чувствами вы в очередной раз выходите на сцену? С волнением, страхом, радостью, спокойствием? Да, вы все правильно перечислили. Ну, разве что, кроме последнего – «покой нам только снится». Как на вас влияют сольные концерты, на которых, в отличие от флёровских, вам приходится быть единственной фронт-вумен? Больше ответственности, больше напряжения, больше волнения – соответственно больше драйва) Что для вас самое сложное в концертном туре? Хуже всего я переношу непрофессиональный затянутый саундчек, когда у меня не остается достаточно времени, чтобы отстроить вокал и мониторный баланс инструментов. Это для меня большой стресс. Вам было бы интересно оказаться в зале на собственном концерте, посмотреть на себя со стороны? Довольно с меня и концертных видео) Чувствуете ли вы как музыкант какие-то рычаги влияния на людей в это непростое время? Иногда чувствую, а иногда – прям руки опускаются. Ведь рычагов-то вокруг вон сколько! В чем вы видите свою миссию? Я не могу ответить на этот вопрос с уверенностью. Думаю, что еще нахожусь в поиске. Если бы вам дали одну минуту прямого эфира на всех телеканалах мира, что бы вы сказали людям планеты? О, я не мастер разговорного жанра. Одной минуты маловато, но все-таки, я хотела бы спеть что-то настолько красивое и мощное по силе воздействия, чтобы люди, потрясенные красотой и правдой, содрогнулись и не смогли бы сдерживать рыдания. И чтобы слезы их лились до тех пор, пока всё вокруг не очистится – и зрение, и мысли, и сердца.

Forastera: Всё вместе в пдф



полная версия страницы